... > Психология и педагогика > Основные понятия возрастной...

Основные понятия возрастной психологии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Возрастная психология Социализация Выделение периодов Теория И. Кона. Акселерация Ретардация Ш. Бюллер
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Возрастная психология — область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста.

Развитие человека происходит постепенно, сказывается закон перехода количества в качество.

Социализация — обучение в жизни (роль семьянина, делового партнера и т.п.)

Социализация начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Книги играют значительную роль в социализации.

Социализация – рассказ на индивидуальном уровне о том, что происходило с обществом на всём протяжении его жизни.

Понятие возрастных особенностей связано с изменением во времени возрастных свойств.

Выделение периодов:

  1. биогенетический принцип: выделение этапов, связанных с биологическими особенностями;

  2. принцип органического биосексуального развития;

  3. принцип интенции (Ш. Бюллер);

  4. принцип исследования сензитивных и критических периодов (Игорь Кон);

  5. принцип отечественной периодизации (Эльконин): выделение ведущего вида деятельности.

Теория И. Кона.

  • Периодизация имеет индивидуальный характер.

  • Сензитивный период — организм отличается повышенной чувствительностью к отдельным внешним и внутренним фактором. В эти периоды важно создание условий для восприятия факторов.

  • Критические периоды — повышенная чувствительность к внешним воздействиям, падает сопротивляемость им.

Нарушение нормального развития приводит к неправильной социализации.

Кризисы: 3 года, 7 лет, 12-13 лет.

Акселерация — ускорение физического развития по сравнению с нравственным.

Ретардация — замедленное развитие какого-нибудь органа.

Возраст:

  • хронологический;

  • психологический;

  • биологический.

Эти возрасты могут не совпадать.

Ш. Бюллер.

В основе деления лежат намерения — интенция, которая проявляется в выбор целей и средств их достижения.

  • I фаза: 1–15 лет, отсутствуют цели, развитие умственных и физических способностей.

  • II фаза: 15–20 лет, первые дерзания, осознание способностей, великие планы.

  • III фаза: 25 – 40–45 лет; зрелость, цели чёткие и точные, стабильность, решения по созданию и укреплению семьи.

  • IV фаза: 45–60 лет, подведение итогов.

  • V фаза: с 65 лет, прекращение преследования юношеских целей, жизнь — некое целое.