Основные понятия возрастной психологии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Возрастная психология — область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста.
Развитие человека происходит постепенно, сказывается закон перехода количества в качество.
Социализация — обучение в жизни (роль семьянина, делового партнера и т.п.)
Социализация начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Книги играют значительную роль в социализации.
Социализация – рассказ на индивидуальном уровне о том, что происходило с обществом на всём протяжении его жизни.
Понятие возрастных особенностей связано с изменением во времени возрастных свойств.
Выделение периодов:
биогенетический принцип: выделение этапов, связанных с биологическими особенностями;
принцип органического биосексуального развития;
принцип интенции (Ш. Бюллер);
принцип исследования сензитивных и критических периодов (Игорь Кон);
принцип отечественной периодизации (Эльконин): выделение ведущего вида деятельности.
Теория И. Кона.
Периодизация имеет индивидуальный характер.
Сензитивный период — организм отличается повышенной чувствительностью к отдельным внешним и внутренним фактором. В эти периоды важно создание условий для восприятия факторов.
Критические периоды — повышенная чувствительность к внешним воздействиям, падает сопротивляемость им.
Нарушение нормального развития приводит к неправильной социализации.
Кризисы: 3 года, 7 лет, 12-13 лет.
Акселерация — ускорение физического развития по сравнению с нравственным.
Ретардация — замедленное развитие какого-нибудь органа.
Возраст:
хронологический;
психологический;
биологический.
Эти возрасты могут не совпадать.
Ш. Бюллер.
В основе деления лежат намерения — интенция, которая проявляется в выбор целей и средств их достижения.
I фаза: 1–15 лет, отсутствуют цели, развитие умственных и физических способностей.
II фаза: 15–20 лет, первые дерзания, осознание способностей, великие планы.
III фаза: 25 – 40–45 лет; зрелость, цели чёткие и точные, стабильность, решения по созданию и укреплению семьи.
IV фаза: 45–60 лет, подведение итогов.
V фаза: с 65 лет, прекращение преследования юношеских целей, жизнь — некое целое.