... > Психология и педагогика > Основные психологические школы...

Основные психологические школы (их отличия)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

бихевиоризм гештальтпсихология психоанализ наблюдения Ж. Пиаже когнитивная психология гуманистическая психология Выготский Л.С. А.Н. Леонтьев П.Я. Гальперин
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В самом начале XX века возникло мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Это направление название бихевиоризм. Его “отцом” принято считать Джона Уотсона: требовал исключить все понятия субъективной психологии сознания.

Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Отныне она включала доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания отношения.

Изменились и психологические эксперименты. Они ставились преимущественно на животных — белых крысах.

Тема обучения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы.

Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Вместе с тем он ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней духовной (как в прежние времена), но и внешней, телесной реальности. Сторонники этого направления рассчитывали, опираясь на данные экспериментов, объяснить законами научения любые естественные формы поведения людей.

Следующее течение философии носит название — гештальтпсихология. В переводе она означает — организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Основоположником данного учения стал В.Келлер. Келлер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. Ученым этого течения представляли, что психология, опираясь на законы гештальта, станет точной наукой – физикой. Но данная школа распалась в предвоенные годы, так как ученые были не способны разработать единую схему анализа психической реальности. 

Затем широкое значение в психологии заняли учения З. Фрейда, основоположником психоанализа. В работах Фрейда в качестве психологической проблемы был поставлен вопрос и сексуальной жизни человека. Фрейд предложил новую модель учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трех компонентов: Ид (оно), эго (я), суперэго (сверх я). По Фрейду организм и общество являются материалом из которого либидо лепит свои формы.

Одним из больших исследования в области психологии стали наблюдения Ж. Пиаже. Его учения внесли большой вклад в область развития интеллекта ребенка. Пиаже выдвинул положение о генетическом методе как руководящим методологическом принципе психологического исследования. 

Наиболее широким течением является течение – когнитивная психология. Ее представителями являются У. Найссер, А. Павийо. Ученые отводят главную роль в поведении субъекта знаниям. Основное понятие данного вида психологии — «схема». Она представляет собой имеющийся у человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. 

Другое крупное направление носит название — гуманистическая психология. Основатели данного течения хотели исправить идеи бихевиоризма и психоанализа и создать более жизненную психологию. Целью личности стало – самоосуществление, самоактуализация.

Яркий представитель данного течения – А.Маслоу. Он считал, что человек должен реализовывать то, что в нем заложено, то, что он может.

Значительный вклад в развитие психологии внесли отечественные ученые:

Выготский Л.С. – ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека.

А.Н. Леонтьев – провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования психических функций как процесс выращивания высших форм в субъективные структуры психики человека.

П.Я. Гальперин – рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях.