Особенности управленческого общения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Управленческое общение — это прежде всего деловое общение, преследующее цель взаимных изменений как объектов, так и субъектов управления в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах.
Многообразие стилей управленческого общения можно подразделить на два вида: директивное общение и демократическое.
Директивное общение ориентируется на оказание прямого психологического воздействия на объект управления для достижения целей руководства.
Демократическое общение обычно осуществляется с помощью рекомендаций, советов и просьб.
Особенностью управленческого общения являются нормы его реализации. Это различные совещания и заседания, деловые беседы и переговоры.
Слушание в управленческом общении может быть нерефлексивным и рефлексивным. Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство руководителя в речь собеседника при максимальной сосредоточенности над ней. Рефлексивное слушание происходит при активной обратной связи с говорящим.
В книге «Как управлять другими. Как управлять собой (искусство менеджмента)» В.П. Шейнов приводит тринадцать правил, которые помогают убедить собеседника.
Правило «Гомера» Наиболее убедительный следующий порядок аргументов: сильные — средние — один из самых сильных).
Правило «Сократа» (для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит «да»).
Правило «Паскаля» (не загоняйте собеседника «в угол»).
Не загоняйте себя «в угол», не понижайте свой статус.
Не принижайте статуса собеседника.
В управленческом общении важное значение имеет конструктивная критика. Из основных правил конструктивной критики, предлагаемых множеством психологов, можно выделить следующие:
прежде чем критиковать, найдите, за что можно похвалить;
внимательно и спокойно выслушайте объяснения;
критикуйте проступки, а не личность;
не сравнивайте критикуемого с другими сотрудниками;
делайте акцент на главном недостатке и не придирайтесь к мелочам;
при возможности не критикуйте при свидетелях;
не раздражайтесь и не злитесь, сохраняйте ровный тон.