Память. Виды памяти. Развитие памяти
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Память — обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.
Виды памяти
по длительности хранения и использования информации:
оперативная (такая кратковременная память, которая обслуживается в данный момент деятельности человека);
кратковременная (характеризуется очень кратким сохранением после однократного восприятия и немедленным воспроизведением);
долговременная (характеризуется относительной длительностью и прочным сохранением изученного материала).
по особенности запоминания:
двигательная — запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений (память на движение);
эмоциональная —память на пережитые чувства, имеет большое значение в формировании личности человека;
словесно-логическая — память на знание речевой формы, логической схемы и математической символики;
наглядно-образная — запоминание, сохранение и воспроизведение образовавшегося ранее, воспринимание предметов и явлений действительности (зрение, слух, вкус, осязание и т.д.).
В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса:
Запоминание — запечатление в сознании человека полученной информации.
Сохранение — удержание в памяти полученных знаний, сведение в течение длительного времени (самый важный процесс).
Воспроизведение — восстановление в сознании ранее воспринятого.
Забывание — процесс обратный запоминанию.
Преднамеренное запоминание — характеризуется сознательно поставленной целью (запоминается точно, полно и быстро).
Непреднамеренное запоминание — совершается по личной воли человека без специальной цели и усилий.
Заучивание — систематическое, планомерное специально организованное запоминание с применением специальных приёмов.
Механическое запоминание — последовательное заучивание отдельных частей материалов без опоры на смысловую связь.
Логическое запоминание — основанное на понимании смысла, осознанного отношения к внутренней логической связи, как между частями данного материала и прежними знаниями.
Память развивается в течение всей жизни человека. Ее становление и формирование связаны с развитием нервной системы, зависят от условий возрастов, воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности.
Память изменяется и количественно (увеличиваются быстрота и объем запоминания), и качественно (от непроизвольной к произвольной, от образной к словесной).
Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.
Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.
Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются. Более быстрым и более прочным является осмысленное запоминание. Однако иногда одного осмысленного запоминания недостаточно, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят. Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания. На успешность запоминания влияет цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет?
В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание:
при направленности сознания на точность воспроизведения необходимо мысленно повторять отдельные фразы и слова;
при направленности на последовательность воспроизведения необходимо устанавливать смысловые связи, осмысливать логику материала.