Память. Виды памяти. Развитие памяти

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Память Виды памяти четыре взаимосвязанных процесса Заучивание Механическое запоминание Логическое запоминание
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Память — обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Виды памяти

  1. по  длительности хранения и использования информации:

    • оперативная (такая кратковременная память, которая обслуживается в данный момент деятельности человека);

    • кратковременная (характеризуется очень кратким сохранением после однократного восприятия и немедленным воспроизведением);

    • долговременная (характеризуется относительной длительностью и прочным сохранением изученного материала).

  2. по особенности запоминания:

    • двигательная — запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений (память на движение);

    • эмоциональная —память на пережитые чувства, имеет большое значение в формировании личности человека;

    • словесно-логическая — память на знание речевой формы, логической схемы и математической символики;

    • наглядно-образная — запоминание, сохранение и воспроизведение образовавшегося ранее, воспринимание предметов и явлений действительности (зрение, слух, вкус, осязание и т.д.).

В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса:

  1. Запоминание — запечатление в сознании человека полученной информации.

  2. Сохранение — удержание в памяти полученных знаний, сведение в течение длительного времени (самый важный процесс).

  3. Воспроизведение — восстановление в сознании ранее воспринятого.

  4. Забывание — процесс обратный запоминанию.

Преднамеренное запоминание — характеризуется сознательно поставленной целью (запоминается точно, полно и быстро).

Непреднамеренное запоминание — совершается по личной воли человека без специальной цели и усилий.

Заучивание — систематическое, планомерное специально организованное запоминание с применением специальных приёмов.

Механическое запоминание — последовательное заучивание отдельных частей материалов без опоры на смысловую связь.

Логическое запоминание — основанное на понимании смысла, осознанного отношения к внутренней логической связи, как между частями данного материала и прежними знаниями. 

Память развивается в течение всей жизни человека. Ее становление и формирование связаны с развитием нервной системы, зависят от условий возрастов, воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности.

Память изменяется и количественно (увеличиваются быстрота и объем запоминания), и качественно (от непроизвольной к произвольной, от образной к словесной).

Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.

Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.

Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются. Более быстрым и более прочным является осмысленное запоминание. Однако иногда одного осмысленного запоминания недостаточно, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят. Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания. На успешность запоминания влияет цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет?

В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание:

  • при направленности сознания на точность воспроизведения необходимо мысленно повторять отдельные фразы и слова;

  • при направленности на последовательность воспроизведения необходимо устанавливать смысловые связи, осмысливать логику материала.