... > Психология и педагогика > Педагогический процесс как...

Педагогический процесс как система и целостное явление

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Педагогический процесс Целостность, общность и единство Целостность педагогического процесса Функции педагогического процесса Закономерности педагогического процесса На этапе подготовки основной этап анализа результатов
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Педагогический процесс — специально организованное целенаправленной взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование.

Целостность, общность и единство — главные характеристики педагогического процесса.

Целостность педагогического процесса заключается в единстве его структурных компонентов:

  • целевой – цели и задачи;

  • содержательный — совокупность формируемых ЗУН, отношений, ориентиров, опыта, творческой деятельности;

  • деятельностный — способы и приемы освоения содержания;

  • результативный — достигнутые результаты;

  • ресурсный — условия обеспечения педагогического процесса.

Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, развивающая.

Закономерности педагогического процесса — объективно существующие устойчивые повторяющиеся связи между педагогическими явлениями и процессами, характеризующие их развитие.

Общие закономерности педагогического процесса:

  • связь воспитания и социальной системы (характер воспитания определяется потребностями общества, экономики, культуры);

  • связь обучения и воспитания (их единство и разностороннее влияние);

  • связь воспитания и деятельности (воспитывать значит включать в различные виды деятельности);

  • связь воспитания и активности личности (воспитание успешно, если ребенок активен в его процессах);

  • связь воспитания и общения (воспитание происходит во взаимодействии).

Этапы — это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный.

  • На этапе подготовки создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: обоснование и постановка цели, диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса.

  • Этап осуществления педагогического процесса — основной этап. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников.

  • Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе.