Педагогический процесс как система и целостное явление
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Педагогический процесс — специально организованное целенаправленной взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование.
Целостность, общность и единство — главные характеристики педагогического процесса.
Целостность педагогического процесса заключается в единстве его структурных компонентов:
целевой – цели и задачи;
содержательный — совокупность формируемых ЗУН, отношений, ориентиров, опыта, творческой деятельности;
деятельностный — способы и приемы освоения содержания;
результативный — достигнутые результаты;
ресурсный — условия обеспечения педагогического процесса.
Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, развивающая.
Закономерности педагогического процесса — объективно существующие устойчивые повторяющиеся связи между педагогическими явлениями и процессами, характеризующие их развитие.
Общие закономерности педагогического процесса:
связь воспитания и социальной системы (характер воспитания определяется потребностями общества, экономики, культуры);
связь обучения и воспитания (их единство и разностороннее влияние);
связь воспитания и деятельности (воспитывать значит включать в различные виды деятельности);
связь воспитания и активности личности (воспитание успешно, если ребенок активен в его процессах);
связь воспитания и общения (воспитание происходит во взаимодействии).
Этапы — это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный.
На этапе подготовки создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: обоснование и постановка цели, диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса.
Этап осуществления педагогического процесса — основной этап. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе.