Понятие и сущность содержания образования. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В самом общем плане содержание образования — это то, чему надо учить школьников, чем они должны овладеть в процессе учебной работы.
От содержания образования зависят методы, средства и формы обучения.
В широком понимании от содержания школьного образования зависит:
уровень культуры народа;
характер его мировоззрения;
общий уровень развития молодежи;
подготовленность молодежи к жизни и труду.
Единственным источником, откуда черпается содержание образования, является культура в самом широком ее понимании. Культура — материальная и духовная — воплощается в социальном опыте общества.
По мнению ученого И. Я. Лернера, для воспроизведения и дальнейшего развития культуры в содержание образования должны быть включены все элементы социального опыта.
Под содержанием образования понимают:
систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся верной диалектико-материалистической картины мира;
систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей;
опыт творческой деятельности (перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы, комбинирование нового с элементов известного, нахождение принципиально новых способов решения);
эмоционально-ценностные отношения к людям и самому себе, общественной собственности и природе, своим обязанностям и изучаемому учебному материалу.
Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения, например, без знаний невозможны. Творческая деятельность возможна лишь на основе овладения определенной совокупности знаний и умений и т.д.
На содержание школьного образования влияет ряд факторов. К их числу относятся:
цель и задачи воспитания подрастающего поколения в данном обществе;
политика государства и задачи, стоящие перед ним в данный исторический момент;
система образования;
время, отводимое на образование подрастающего поколения;
теоретическая и практическая роль отдельных отраслей науки в общей системе человеческих знаний в данный момент;
закономерности развития и воспитания детей (учет возрастных особенностей детей).
Кроме того, нужно иметь в виду и международный опыт построения содержания образования, имеющуюся учебно-методическую и материальную базу современной школы. И, наконец, при разработке содержания образования нужно руководствоваться и определенными дидактическими принципами, важнейшими из которых являются принцип научности, систематичности и преемственности в обучении и др.
Разработка содержания образования основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Стандарт отражает общественный идеал (общественный заказ) образования вместе с реальными возможностями системы образования.