Понятие и сущность содержания образования. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

содержание образования от содержания школьного образования зависит культура Под содержанием образования понимают На содержание школьного образования влияет ряд факторов Разработка содержания образования основывается
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В самом общем плане содержание образования — это то, чему надо учить школьников, чем они должны овладеть в процессе учебной работы.

От содержания образования зависят методы, средства и формы обучения.

В широком понимании от содержания школьного образования зависит:

  1. уровень культуры народа;

  2. характер его мировоззрения;

  3. общий уровень развития молодежи;

  4. подготовленность молодежи к жизни и труду.

Единственным источником, откуда черпается содержание образования, является культура в самом широком ее понимании. Культура — материальная и духовная — воплощается в социальном опыте общества.

По мнению ученого И. Я. Лернера, для воспроизведения и дальнейшего развития культуры в содержание образования должны быть включены все элементы социального опыта.

Под содержанием образования понимают:

  1. систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся верной диалектико-материалистической картины мира;

  2. систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей;

  3. опыт творческой деятельности (перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы, комбинирование нового с элементов известного, нахождение принципиально новых способов решения);

  4. эмоционально-ценностные отношения к людям и самому себе, общественной собственности и природе, своим обязанностям и изучаемому учебному материалу.

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения, например, без знаний невозможны. Творческая деятельность возможна лишь на основе овладения определенной совокупности знаний и умений и т.д.

На содержание школьного образования влияет ряд факторов. К их числу относятся:

  • цель и задачи воспитания подрастающего поколения в данном обществе;

  • политика государства и задачи, стоящие перед ним в данный исторический момент;

  • система образования;

  • время, отводимое на образование подрастающего поколения;

  • теоретическая и практическая роль отдельных отраслей науки в общей системе человеческих знаний в данный момент;

  • закономерности развития и воспитания детей (учет возрастных особенностей детей). 

Кроме того, нужно иметь в виду и международный опыт построения содержания образования, имеющуюся учебно-методическую и материальную базу современной школы. И, наконец, при разработке содержания образования нужно руководствоваться и определенными дидактическими принципами, важнейшими из которых являются принцип научности, систематичности и преемственности в обучении и др. 

Разработка содержания образования основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Стандарт отражает общественный идеал (общественный заказ) образования вместе с реальными возможностями системы образования.