Понятие конфликта в психологии. Классификация конфликтов. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Конфликт — столкновение разнонаправленных целей, интересов субъектов взаимодействия, фиксируемых в жесткой форме.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения либо несовпадение интересов, желаний и т п.
Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Все конфликты делятся на: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межгосударственные.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
В конфликте каждый участник оценивает и сравнивает свои собственные интересы и интересы оппонента, анализируя ответы на следующие вопросы: что я могу выиграть, а что потерять, так ли важен предмет спора моему противнику. Базируясь на своих ответах, он отдаст предпочтение той или иной стратегии поведения (уход, компромисс, уступка, сотрудничество или принуждение). Часто отражение этих интересов происходит на подсознательном уровне, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии очень эмоционально и непредсказуемо.
Если отношения с другим соперником (дружба, партнерство, любовь и т.д.) безразличны, то его стратегии — принуждение, борьба, соперничество. И наоборот, если превыше всего межличностные отношения, то направленность на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.