Понятие о конфликте. Психологические особенности конфликтного поведения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Конфликт — возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.
Конфликтная ситуация (несовпадение интересов, желаний, влечений) предполагает обязательное наличие субъектов и объектов конфликта.
Выделяют конфликты конструктивные (способствующие развитию взаимоотношений) и деструктивные (препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений).
Конфликтная ситуация — накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент — стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Разрешить конфликт — устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.
По объему конфликты группируются следующим образом: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. По длительности протекания конфликты можно разделить на кратковременные и затяжные.
Психологи выделяют следующие стратегии поведения в конфликтных ситуациях: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс. Эффективным средством предупреждения конфликта служит умение слушать собеседника, уважительная манера разговора, поскольку учтивость способствует снятию отрицательных эмоций.