Понятие о методах педагогического исследования. Эмпирические методы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Методы педагогического исследования теоретические и эмпирические частные и общие Наблюдение Анкетирование Метод рейтинга Метод экспертных оценок Эксперимент
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.     

Методы педагогического исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Эмпирические методы исследования подразделяются на частные и общие. К частным методам относятся наблюдение, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование, метод экспертных оценок, тестирование), анализ содержания педагогических документов, продуктов деятельности. К общим методам эмпирического исследования относятся обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, эксперимент. 

  • Наблюдение — целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений.

Позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и последующей их проверки на опыте, обеспечивает теоретическое исследование эмпирической информации, проверяет адекватность и истинность теории в практике, позволяет изучать объекты в их целостности, в естественном функционировании. 

  • Анкетирование — процесс сбора первичного материала с помощью анкеты. 

  • Метод рейтинга — испытуемый оценивает стороны пед действительности расположение по убыванию, возрастанию.

  • Метод экспертных оценок — комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. 

  • Эксперимент — научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий, например, педагогический эксперимент. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию исследователя, регистрирующего изменения в поведении изучаемого объекта. 

    • Констатирующий — выявление уровня сформированности качеств. 

    • Формирующий преобразование качеств. 

    • Лабораторный — нуждается в специальном оборудовании. 

    • Тестирование — метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты).