Понятие психики и психического отражения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Психика Отражение (реагирование) Виды отражения Элементарная сенсорная психика Стадия перцептивной психики Стадия интеллекта Стадия сознания
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Психика свойство высокоорганизованной живой материи (головного мозга), которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, а также регуляции его поведения и деятельности.

Психика — это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением.       

Отражение (реагирование) — это результат взаимодействия чего-то с чем-то. 

Виды отражения: физическое, биологическое, субъективное (психика). 

Развитие психики стоит в прямой зависимости от способности организма отражать те или иные части/условия/факторы среды. 

  • Элементарная сенсорная психика (или стадия элементарной чувствительности). 

На этой стадии появляется способность реагировать только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Происходит реакция на биологически нейтральные раздражители, т.е. животное способно избегать неблагоприятных условий среды и вести активный поиск положительных раздражителей. 

Главная особенность этой стадии, то, что ведущую роль играют заложенные программы поведения и инстинкты. Появляются только элементарные условные рефлексы.   

  • Стадия перцептивной психики (стадия предметного восприятия). 

На этой стадии происходит интеграция отдельных воздействующих свойств в целостный образ предмета. 

Появляются разнообразные и сложные виды двигательного поведения, характерен активный поиск положительных раздражителей, развивается защитное поведение, появляются элементарные формы мышления. Появляются высокоразвитые и сложные инстинкты. Возрастает роль научения. 

  • Стадия интеллекта

Появляется способность отражать межпредметные связи и отношения. Роль врожденных программ поведения (инстинкт) минимальна. Преимущественная роль индивидуального опыта (научение). 

  • Стадия сознания.

Отражается: окружающий мир, собственный внутренний мир, собственное отношение к себе и к миру. 

Особенности поведения: характерно вербальное (словесное) поведение; наличие способности к целенаправленной деятельности, а это дает возможность не только приспосабливаться к среде, но и приспосабливать среду к себе; способность к произвольной регуляции своих психических процессов. 

Врожденное практически отсутствует. 

Решающую роль играет культурно–исторический опыт, который усваивает человек.