Понятие, структура и виды общения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Общение Коммуникативная сторона общения Интерактивная сторона общения Перцептивная сторона общения К средствам общения относятся По содержанию общение бывает По средствам общения общение делится на
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. 

В структуре общения выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. 

  • Коммуникативная сторона общения отражает обмен информацией (идеями, сведениями) между собеседниками с учетом отношений между ними и их индивидуально-личностных характеристик (установок, целей, интересов). 

  • Интерактивная сторона общения — отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности (например, нужно согласовать действия, распределить функции, повлиять на поведение, убеждение). 

  • Перцептивная сторона общения отражает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. 

К средствам общения относятся: язык, интонация, мимика, поза, взгляд, жесты. 

По содержанию общение бывает: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями), деятельное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). 

По средствам общения общение делится на следующие виды:

  1. Непосредственное, которое осуществляется с помощью естественных органов (голосовые связки, руки, голова и т.п.).

  2. Опосредованное, связанное с использованием специальных средств и орудий.

  3. Прямое, которое предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

  4. Косвенное, осуществляемое через посредников, которыми могут выступать другие люди.

  5. Анонимное общение — взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми (посетители музея, зрители кинотеатра, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, и т.д.).

  6. Функционально-ролевое общение — различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции и по отношению друг к другу (покупатель-продавец, пассажир-проводник, врач-больной и т.д.).

  7. Неформальное общение — всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений. Особая область неформального общения — общение между близкими людьми или членам семьи.