Предмет исследования в бихевиоризме
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Бихевиоризм — направление в психологии, определившее облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике.
Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название — от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.
Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874—1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «connection» — связь).
Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания.
Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878—1958).
Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.
Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, то есть к любому приобретению знаний, умений, навыков — не только специально формируемых, но и возникающих стихийно.
Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что её развитие происходит при жизни ребёнка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, то есть от стимулов, поставляемых средой. Исследования научения у детей разного возраста, когда при целенаправленном обучении уже двух – трехлетние дети научались не только читать, но и писать, и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какова среда, таковы и закономерности развития ребёнка.
Доказательства прижизненного формирования основных психических процессов были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций.
Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул.