Предмет исследования в когнитивной психологии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные процессы человеческого сознания.
Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и по экспериментальным данным В. М. Лившица составляют 120 бит/чел. час.
Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека.
Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Здесь главная роль отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания.
В отличие от бихевиоризма, который сосредотачивается только на наблюдаемое поведение, когнитивная психология касается внутренних психических состояний.
В отличие от психоанализа, который опирается на субъективное восприятие, когнитивная психология использует научные методы исследования в изучении психических процессов.
Основными темами в когнитивной психологии являются:
Восприятие.
Язык.
Внимание.
Память.
Решение проблемы.
Принятия решений и решения.
Разведка.
С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. В качестве важного условия обучения рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету.