Предмет педагогики и ее роль в общественной жизни

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Предмет педагогики Общая педагогика Педагогика высшей школы Исправительно-трудовая Функции педагогики Теоретическая функция Технологическая функция
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Это греческое слово можно перевести как «детоводитель». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с греческого — детовождение. Основными функциями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. 

Общая педагогика изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осужденных.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

  • описательном, или объяснительном — изучение передового и новаторского педагогического опыта;

  • диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

  • прогностическом — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

  • проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов, воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный, план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

  • преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

  • рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.