Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной деятельности студента
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Представление — есть процесс наглядно-образного отражения предметов и явлений, ранее воздействующих на наши органы чувств.
Представления бывают:
зрительные (о величине, форме и тд);
слуховые (музыкальные, речеслуховые и тд);
осязательные и обонятельные (менее развитый вид представления, но тренируемый);
вкусовые;
двигательные( о движении, положения тела), пространственные и временные.
Связь между представлениями называется ассоциацией (3 вида): ассоциация по смежности (представление о громе – представление о молнии), ассоциации по сходству (неуклюжего человека мы называем медведем), ассоциации по контрасту.
Представления одного человека от представлений другого отличаются по яркости, устойчивости, богатству ассоциаций, степени обобщенности, по преобладанию одного какого-либо представления над другими видами.
Пути формирования представления в познавательной деятельности студента:
поддержание интереса к своей профессии, специальности;
постановка профессиональных значений задач и вопросов;
активное использование совершенных технических средств для глубокого изучения и формирования знаний, навыков, умений для своей деятельности.
Воображение — создание нового образа на основе имеющихся представлений и знаний (из познавательных процессов; позволяет понять и осознать, а затем преобразовать действительность).
Виды воображения:
непроизвольное (мечта, фантазия, грезы);
произвольное (научная фантазия).
В зависимости от содержания:
технические;
художественные;
научные;
педагогические.
Непроизвольное воображение — процесс создания нового образа без какой-либо цели.
Произвольно воображение — создание нового образа в связи с заранее поставленной задачей.
Мечта — образ желаемого будущего.
Фантазия — создание образа желаемого будущего, но имеющую связь с действительностью.
Грёзы — создание образа желаемого будущего при полном отрыве от реальных условий.
Репродуктивное (воссоздательное) воображение — процесс создания образа на основе чертежей, схем, карт, описаний.
Творческое воображение — создание новых оригинальных образов (объектов, которых нет в действительности).
Научная фантазия — центральное фокусное научное творчество, которое направлено на открытое ранее неизвестное явление, связь и их отношение.