Принципы и правила обучения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Под принципами обучения в педагогике понимаются исходные положения, которые лежат в основе обучения и определяют все его стороны: содержание обучения, методы и формы организации.
Принципы обучения вытекают из законов и закономерностей процесса обучения, определяются его целями и задачами и поэтому на каждом этапе общественного развития проявляется весьма своеобразно. Из принципов обучения вытекают правила обучения, отражающие частные положения того или иного принципа, представляющие практические требования, основанные на логике учебного процесса.
Например, принцип наглядности предписывает: «Не вывешивай сразу все пособия, а показывай каждое пособие по мере надобности, в свое время и на своем месте». Принцип систематичности предполагает такие правила, как связь вновь изучаемых знаний с ранее изученными, изложение материала по частям, последовательное закрепление приобретенных правил.
Принципы обучения распространяются на весь процесс обучения, правила же обучения на отдельные стороны и звенья этого процесса.
Правила — переходное звено от теории к практике. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила.