... > Психология и педагогика > Принципы организации учебного...

Принципы организации учебного процесса

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Принципы организации учебного процесса Принцип самоорганизации Принцип развития Принцип самодеятельности Принцип ролевого участия Принцип ответственности Принцип коллективизма Принцип психологического обеспечения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Принципы организации учебного процесса — это основополагающие положения, определяющие закономерности развития учебного коллекти­ва и процессов управления учебной деятельности учителя и учеников, осо­бенности педагогического взаимодействия между ними.

Они являются результатом правильности соблюдении принципом обучения, эффективности применения методов и форм обучения. 

  • Принцип самоорганизации определяет закономерности формирова­ния и совершенствования организации учебной деятельности и учебно­го коллектива как самостоятельно функционирующих систем, имеющих свою специфику и конкретные задачи, достижение которых зависит от самих учителей и учеников. 

  • Принцип развития предполагает постоянную изменчивость учебно­го процесса, непрерывное совершенствование его от начально-органи­зационных форм до вершин эффективного и продуктивного взаимодей­ствия между учителем и учениками. 

  • Принцип самодеятельности ориентирует учителя и учеников на про­явление инициативы и творчества, как в организации педагогического процесса, так и в формировании и совершенствовании знаний, навы­ков и умении, достижении максимального понимания, единства и спло­ченности в совместном дидактическом взаимодействии.

  • Принцип ролевого участия требует от учителя и учеников выполне­ния определенных функций, возложенных на них государством, общес­твом, органами образования. Учитель (педагог) выполняет роль орга­низатора и руководителя деятельности учеников, ответственного за эффективность их развития и продуктивность овладения ими знании ми, навыками и умениями. Ученики, в свою очередь, выполняют роли, которые диктуют им необходимость довериться учителю, опереться на его опыт и педагогическое мастерство.

  • Принцип ответственности требует от всех участников учебного процесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля над своими действиями, поступками, результатами деятельности, но и отчетности за даваемые или получаемые знания, формируемые навыки и умения.

  • Принцип коллективизма предполагает, что преподаватели и учени­ки функционируют, как хороню отлаженный, во всех случаях эффективный организм, все члены которого стремятся помогать друг другу, готовы совместно преодолеть любые встречающиеся трудности, проявля­ют взаимную выдержку и терпение в интересах достижения поставленных учебных целей.

  • Принцип психологического обеспечения означает, что учебная дея­тельность только тогда может быть продуктивной, когда для этого со­зданы и эффективно проявляются психологические предпосылки и вы­сокий морально-нравственный климат, способствующие совместной деятельности и качественному формированию знаний, навыков и уме­ний.

Все перечисленные принципы организации учебного процесса до­полняют друг друга, в совокупности своих проявлений выступают га­рантией достижения социально значимых целей учебной деятельности.