... > Психология и педагогика > Проблема оценки качества...

Проблема оценки качества образования

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Неоднозначность в определении самого понятия — «качество образования» Отсутствие единой системы критериев и показателей оценки качества образования Необоснованность и неоптимальность в отборе методов диагностики качества образования Неразработанность технологии анализа результатов диагностики по системе критериев и принятия управленческих решений на основе полученных результатов
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

На основе анализа практики и документации учреждений общего образования можно выделить следующие проблемы в оценке качества образования, которые требуют своего решения. 

Проблема 1. Неоднозначность в определении самого понятия — «качество образования».

Качество образования это:

  • соответствие результата извне заданным целям;

  • мера реализации потенциальных возможностей личности.

Исходя из этого, операции контроля соответствия результатов извне заданным целям должны дополниться процедурами экспертизы (оценки) качества образования с точки зрения реализации потенциальных возможностей личности обучающихся. Формой организации экспертизы качества образования в образовательном учреждении является педагогический консилиум, который должен устойчиво войти в практику образовательных учреждений.

Проблема 2. Отсутствие единой системы критериев и показателей оценки качества образования.

Исходные положения в определении критериев:

  • критерии оценки качества образования должны определяться в соответствии с целями функционирования образовательного учреждения;

  • оценка результативности возможна только во взаимосвязи критериев.

Проблема 3. Необоснованность и неоптимальность в отборе методов диагностики качества образования, которые должны соответствовать следующим современным требования:

  • иметь достаточную степень достоверности, поэтому по каждому критерию желательно использовать несколько методик;

  • целевые установки диагностических методик должны соответствовать целям образовательного процесса и установленным критериям оценки качества образования;

  • быть доступными для использования психологами и педагогами образовательных учреждений при минимальной трудоемкости обработки данных и затрат времени на проведение;

  • определяться с точки зрения современных психологических и педагогических теорий, быть надежными и валидными.

В образовательном учреждении можно говорить о двух диагностических линиях: психологическая диагностика и педагогическое наблюдение. При их несомненной взаимосвязи ведущим должно быть педагогическое наблюдение — независимое экспертное оценивание педагогами учащихся с последующим «обобщением независимых характеристик», формой организации которого является педагогический консилиум.

Проблема 4. Неразработанность технологии анализа результатов диагностики по системе критериев и принятия управленческих решений на основе полученных результатов.

Проблема заключается, во-первых, в освоении процедуры оценки результатов диагностики по системе критериев, и, во-вторых, в оперативности управленческих решений и их опережающем характере с тем, чтобы по возможности предупредить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий.