Проблема оценки качества образования
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
На основе анализа практики и документации учреждений общего образования можно выделить следующие проблемы в оценке качества образования, которые требуют своего решения.
Проблема 1. Неоднозначность в определении самого понятия — «качество образования».
Качество образования это:
соответствие результата извне заданным целям;
мера реализации потенциальных возможностей личности.
Исходя из этого, операции контроля соответствия результатов извне заданным целям должны дополниться процедурами экспертизы (оценки) качества образования с точки зрения реализации потенциальных возможностей личности обучающихся. Формой организации экспертизы качества образования в образовательном учреждении является педагогический консилиум, который должен устойчиво войти в практику образовательных учреждений.
Проблема 2. Отсутствие единой системы критериев и показателей оценки качества образования.
Исходные положения в определении критериев:
критерии оценки качества образования должны определяться в соответствии с целями функционирования образовательного учреждения;
оценка результативности возможна только во взаимосвязи критериев.
Проблема 3. Необоснованность и неоптимальность в отборе методов диагностики качества образования, которые должны соответствовать следующим современным требования:
иметь достаточную степень достоверности, поэтому по каждому критерию желательно использовать несколько методик;
целевые установки диагностических методик должны соответствовать целям образовательного процесса и установленным критериям оценки качества образования;
быть доступными для использования психологами и педагогами образовательных учреждений при минимальной трудоемкости обработки данных и затрат времени на проведение;
определяться с точки зрения современных психологических и педагогических теорий, быть надежными и валидными.
В образовательном учреждении можно говорить о двух диагностических линиях: психологическая диагностика и педагогическое наблюдение. При их несомненной взаимосвязи ведущим должно быть педагогическое наблюдение — независимое экспертное оценивание педагогами учащихся с последующим «обобщением независимых характеристик», формой организации которого является педагогический консилиум.
Проблема 4. Неразработанность технологии анализа результатов диагностики по системе критериев и принятия управленческих решений на основе полученных результатов.
Проблема заключается, во-первых, в освоении процедуры оценки результатов диагностики по системе критериев, и, во-вторых, в оперативности управленческих решений и их опережающем характере с тем, чтобы по возможности предупредить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий.