Проблема целеполагания. Система ценностей педагога. Цель воспитания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Профессиональная деятельность педагога предваряется осознанием цели, отсутствие которой не позволяет классифицировать работу педагога как деятельность профессионала.
Цель — идеальное представление о результате деятельности.
Общий характер цели позволяет ей быть реализованной при разнообразии обстоятельств (цель у каждого учителя одинакова, но каждый реализует её разными задачами).
Цель воспитания носит исторический характер и изменяется с развитием общества.
Она определяется:
уровнем экономики общества;
темпом научно-технического и социального прогресса;
уровнем развития теории и практики;
возможностями учебно-воспитательных учреждений;
степенью подготовки пед кадров и уровнем развития детей.
Существует 3 уровня целеполагания:
идеал воспитания (самый высокий) — социальный заказ, который формируется в обществе;
уровень воспитательных устремлений и задач воспитания;
уровень цели и смысла жизни чела.
Целеполагание в педагогике — это сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
В современных условиях цель воспитания — влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию, самопознанию, самоопределению, разумному выбору жизненной деятельности, самореализации, саморегуляции и совместному развитию с другими людьми.
Цель определяет содержание воспитательного процесса, обуславливает воспитательный результат, служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога.
Профессия педагога — одна из самых замечательных, но в тоже время — и одна из самых трудных. Настоящий педагог — это учитель и воспитатель в одном лице. Педагог — это призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это твой путь.
Портрет преподавателя:
владение предметом;
методика преподавания;
моральные качества;
любовь к детям;
кругозор, эрудиция;
педагогический такт;
владение педагогическим инструментарием.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
Социально-педагогические ценности — это совокупность идей, представлений, правил, традиций, регламентирующих деятельность социума в сфере образования.
Групповые педагогические ценности можно представить в виде концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.
Личностные педагогические ценности — это социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики педагога.