... > Психология и педагогика > Психические образования

Психические образования

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Психические образования Знания умения навыки
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Знания — это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительнос­ти.

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появлению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общие представления и абстрактные понятия, главное их назначение — организация и регулиро­вание практической деятельности.

Начальные умения — это самостоятельное применение приобретен­ных знаний в практической деятельности человека.

Следует различать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков.

Простые навыки — это несложные приемы и действия, совершаемые автоматизировано, без достаточного сосредоточения внимания.

В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной лока­лизации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения. Образуются системы условно-рефлекторных связей с хо­рошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокра­щает время реакции.

Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в про­цессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при движении приходит в соответствие с задачей деятельности.

Сложные навыки — это усвоенные автоматизированные двигатель­ные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечи­вающие эффективность деятельности человека. 

Превращение действия в сложный навык дает возможность челове­ку высвободить сознание для решения более важных задач деятельнос­ти.

Сложные умения — это достигнутая в процессе обучения воз­можность человека творчески применять знания и навыки и до­стигать желаемого результата в непрерывно меняющихся усло­виях практической деятельности.