... > Психология и педагогика > Психические образования: знания,...

Психические образования: знания, навыки, умения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Знания Умения Эле­ментарные умения Умение–мастерство Навыки В основе любого навыка Особенностью образования навыков четыре вида навыков
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Знания.

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскры­вают возможности воздействия человека на природу и общест­во и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности. Знания поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Деятельность без знаний невозможна. 

Умения.

Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и мастерство человека в данном виде деятель­ности.

Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков.

  • Эле­ментарные умения — это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом.

  • Умение–мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний. 

Навыки.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий при­водят к точной локализации процессов возбуждения в опреде­ленных нервных структурах.

Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля соз­нания при их выполнении.

Различают четыре вида навыков:

  • двигательные (включены в самые различные виды де­ятельности);

  • мыслитель­ные (выступающие как обязательные компоненты умственного труда);

  • сенсорные навыки (лежат в основе развития чув­ствительности);

  • навыки поведения (складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями).