Психические образования: знания, навыки, умения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Знания.
Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти.
Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности. Знания поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Деятельность без знаний невозможна.
Умения.
Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности.
Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков.
Элементарные умения — это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом.
Умение–мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.
Навыки.
В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают несвязанными. В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определенных нервных структурах.
Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении.
Различают четыре вида навыков:
двигательные (включены в самые различные виды деятельности);
мыслительные (выступающие как обязательные компоненты умственного труда);
сенсорные навыки (лежат в основе развития чувствительности);
навыки поведения (складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями).