... > Психология и педагогика > Психическое развитие: факторы,...

Психическое развитие: факторы, закономерности, движущие силы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Психическое развитие Факторы, определяющие развитие психики Социальная среда Деятельность Четыре основные закономерности развития движущими силами психического развития
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Психическое развитие — сложное эволюционное поступательное движение в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные изменения в интеллектуальной, личностной и поведенческой сферах.

Факторы, определяющие развитие психики.

  1. Биологический (в связи с изучением закономерностей, определяющих динамику развития психики, особую актуальность приобрел вопрос о роли наследственности).

  2. Среда.

  3. Собственная активность человека.

Социальная среда — это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения.

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Четыре основные закономерности развития.

  1. Цикличность (развитие имеет сложную организацию во времени, все развитие делится на определённые циклы).

  2. Неравномерность развития (разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально).

  3. «Метаморфозы» развития (развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую).

  4. Пластичность и компенсация (процессы изменения к лучшему при правильном воздействии. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется в новое).

Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе побудительные источники развития, направляют его в нужное русло.

Мы бы не развивались, если бы нас что-то не двигало. Такой движущей силой являются противоречия (между желаниями и потребностями и возможностями). Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.