Психологическая структура малой группы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает:
композиционную подструктуру, т.е. совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого.
Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении се членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них.
подструктуру межличностных предпочтений, т.е. проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии.
Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в ней сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения присутствуют между ними и т.д.
коммуникативную подструктуру – совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний.
Владение последними важный показатель положения члена группы, т.к. доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.
подструктуру функциональных отношений – совокупность проявления различных взаимозависимостей членов малой группы, являющихся следствием способности ими играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.
Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности и испытывая в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.