... > Психология и педагогика > Психологические барьеры в...

Психологические барьеры в мышлении. Методы активизации мышления

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Мышление Сущность психологического барьера несколько видов барьеров способы его активизации
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Мышление — это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.

Человек должен хорошо понимать сущность умственного труда, осознавать его основные приемы. Если у него нет желания и умения организовывать свою умственную деятельность, он обычно не достигает высокого уровня развития мышления даже при благоприятных обстоятельствах (задатках и условиях).

Сущность психологического барьера состоит в том, что человек начинает использовать штампы, незаметно для себя он попадает на «традиционный путь» мышления, начинает думать в общепринятом, обычном направлении и, естественно, ничего нового, оригинального придумать не может. Барьер не только сужает зону поиска гипотез, но и задает направление этого сужения.

Существует несколько видов барьеров или своеобразных табу в мышлении, к ним относятся:    

  • самоограничения, связанные с инертностью и трафаретностью нашего мышления;     

  • преклонение перед авторитетами («ещё Ньютон говорил, что эта задача не имеет решения»);     

  • запреты, основанные на ложных аналогиях («это похоже на создание вечного двигателя»);

  • представление о том, что никто не имеет права сомневаться в каком-либо решении, если сам не предполагает лучшего или более доказательного.

Люди всегда были заинтересованы в повышении продуктивности своего мышления, поэтому в разное время были разработаны специальные способы его активизации. К наиболее известным из них относятся:

  • Метод каталога, когда варианты идей получают, выбирая сочетания случайных слов с исходным словом. Случайные слова берутся из каталога(словаря, книги, журнала и т.п.). Затем полученное сочетание развивают, используя ассоциация.

  • Метод фокальных объектов, когда на объект — прототип, подлежащий усовершенствованию (фокальный объект), переносятся свойства выбранных наугад нескольких случайных объектов. Полученные сочетания развивают, опираясь на ассоциации.

  • Метод мозгового штурма, при котором процесс генерации идей и их обсуждения разнесены во времени. Это позволяет снять с участников страх выглядеть глупее других, подвергнуться насмешкам и т.д., и они высказывают смелые, неожиданные идеи.

  • Синектика, представляющая собой попытку научного усовершенствования метода мозгового штурма. Отличия состоят в том, что здесь состав групп постоянный, члены проходят специальную подготовку и при выдвижении идей можно использовать определенные виды аналогий.

  • Метод контрольных вопросов, когда при исследовании проблемы используется специально заранее составленный перечень контрольных вопросов, задающий направлении мыслительному процессу.

  • Морфологический анализ, когда задача расчленяется на функциональные элементы с последующим исследованием всех возможных композиций этих элементов во всем разнообразии их параметров.