Психологические барьеры в мышлении. Методы активизации мышления
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Мышление — это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.
Человек должен хорошо понимать сущность умственного труда, осознавать его основные приемы. Если у него нет желания и умения организовывать свою умственную деятельность, он обычно не достигает высокого уровня развития мышления даже при благоприятных обстоятельствах (задатках и условиях).
Сущность психологического барьера состоит в том, что человек начинает использовать штампы, незаметно для себя он попадает на «традиционный путь» мышления, начинает думать в общепринятом, обычном направлении и, естественно, ничего нового, оригинального придумать не может. Барьер не только сужает зону поиска гипотез, но и задает направление этого сужения.
Существует несколько видов барьеров или своеобразных табу в мышлении, к ним относятся:
самоограничения, связанные с инертностью и трафаретностью нашего мышления;
преклонение перед авторитетами («ещё Ньютон говорил, что эта задача не имеет решения»);
запреты, основанные на ложных аналогиях («это похоже на создание вечного двигателя»);
представление о том, что никто не имеет права сомневаться в каком-либо решении, если сам не предполагает лучшего или более доказательного.
Люди всегда были заинтересованы в повышении продуктивности своего мышления, поэтому в разное время были разработаны специальные способы его активизации. К наиболее известным из них относятся:
Метод каталога, когда варианты идей получают, выбирая сочетания случайных слов с исходным словом. Случайные слова берутся из каталога(словаря, книги, журнала и т.п.). Затем полученное сочетание развивают, используя ассоциация.
Метод фокальных объектов, когда на объект — прототип, подлежащий усовершенствованию (фокальный объект), переносятся свойства выбранных наугад нескольких случайных объектов. Полученные сочетания развивают, опираясь на ассоциации.
Метод мозгового штурма, при котором процесс генерации идей и их обсуждения разнесены во времени. Это позволяет снять с участников страх выглядеть глупее других, подвергнуться насмешкам и т.д., и они высказывают смелые, неожиданные идеи.
Синектика, представляющая собой попытку научного усовершенствования метода мозгового штурма. Отличия состоят в том, что здесь состав групп постоянный, члены проходят специальную подготовку и при выдвижении идей можно использовать определенные виды аналогий.
Метод контрольных вопросов, когда при исследовании проблемы используется специально заранее составленный перечень контрольных вопросов, задающий направлении мыслительному процессу.
Морфологический анализ, когда задача расчленяется на функциональные элементы с последующим исследованием всех возможных композиций этих элементов во всем разнообразии их параметров.