... > Психология и педагогика > Психологические способы воздействия...

Психологические способы воздействия в процессе общения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Заражение Механизм заражения Функции заражения Внушение Условия, необходимые для эффективного внушения Отличительные особенности внушения Убеждение Условия эффективности убеждающего воздействия Отличительные особенности убеждения Подражание
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Заражение это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.

Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.

Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.

В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.

Функции заражения:

  1. усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;

  2. компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.

Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.

Условия, необходимые для эффективного внушения:

  1. авторитетность источника информации;

  2. доверие к нему;

  3. отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

Отличительные особенности внушения:

  • внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггеренд);

  • внушение — это персонифицированное эмоционально-волевое воздействие;

  • внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике.

Убеждение это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

Условия эффективности убеждающего воздействия:

  1. содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

  2. убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

  3. убеждение является последовательным и доказательным;

  4. убеждение содержит обобщающие и конкретные факты;

  5. убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

  6. убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;

  7. заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.

Отличительные особенности убеждения:

  • убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого;

  • при убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно;

  • убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Подражание это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.

Виды подражания:

  • логическое и внелогическое;

  • внутреннее и внешнее;

  • подражание-мода и подражание-обычай.

Законы подражания:

  1. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

  2. низшие по социальной лестнице подражают высшим.

Способы подражания:

  1. когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

  2. когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

  3. когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.