Психологические способы воздействия в процессе общения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.
Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.
Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.
В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.
Функции заражения:
усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;
компенсация недостаточной сплоченности.
Внушение — это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.
Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.
Условия, необходимые для эффективного внушения:
авторитетность источника информации;
доверие к нему;
отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.
Отличительные особенности внушения:
внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггеренд);
внушение — это персонифицированное эмоционально-волевое воздействие;
внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике.
Убеждение — это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.
Условия эффективности убеждающего воздействия:
содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;
убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;
убеждение является последовательным и доказательным;
убеждение содержит обобщающие и конкретные факты;
убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;
убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает;
заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.
Отличительные особенности убеждения:
убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого;
при убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно;
убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.
Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.
Виды подражания:
логическое и внелогическое;
внутреннее и внешнее;
подражание-мода и подражание-обычай.
Законы подражания:
внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;
низшие по социальной лестнице подражают высшим.
Способы подражания:
когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;
когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;
когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.