... > Психология и педагогика > Психология общения. Вербальные...

Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Общение Способы восприятия друг друга В процессе общения Коммуникация Виды общения Структура вербального общения Невербальные средства общения Мимика
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют 3 компонента:

  1. Коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информации между людьми).

  2. Интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. еще и в обмене действиями).

  3. Перцептивная сторона (означает процесс восприятия друг друга и установление на этой основе взаимопонимания и дружеских связей).

Способы восприятия друг друга:

  • Эмпатия — способность постижения эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

  • Заражение — определяется как бессознательная невольная подверженность человека к определению психическим состоянием. Оно проявлялось через передачу определения эмоционального состояния или «Психического настроя».

  • Внушение — целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритическом восприятии.

  • Убеждение — построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

  • Подражание — его специфика в отличие от заражения и внушения состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а в воспроизведении им черт и образов демонстрируемого поведения.

В процессе общения выделяют этапы:

  1. Потребность в общении – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

  3. Ориентировка в личности собеседника.

  4. Планирование содержания своего сообщения (человек представляет себе, что скажет, это происходит бессознательно).

  5. Восприятие и оценка ответной функции собеседника.

  6. Корректировка направления стиля методов общения.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информации, ведущий к взаимному пониманию.

Коммуникативная компетентность — способность установки и поддержки необходимых контактов с другими людьми.

Виды общения:

  • «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника (вежливости, строгости, безразличие).

  • Примитивное общение — оценка другого человека идет как нужный или мешающий объект ( если нужен – активно вступает в контакт, если нет – оттолкнуть или последуют агрессивные реплики ).

  • Деловое общение — учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    Духовное общение — межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и без помощи слов.

  • Светское общение (его суть: беспредметность, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это закрытое общение ).

Общение как сложный процесс взаимоотношения между людьми, осуществлялось по таким основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способов воздействия на собеседника.

Структура вербального общения:

  1. Значение и смысл слов, фраз («разум человека проявляется в ясности его речи»).

  2. Речевые звуковые явления (темп речи, модуляция высоты голоса, ритм (равномерный и прерывистый), тембр (хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи и т. д.).

  3. Выразительные качества голоса (специфические звуки: смех, плач, хохот).

Невербальные средства общения:

  1. Кинесика (изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций).

  2. Такесика (изучает прикосновение ситуаций общения – рукопожатие, поцелуи, прикасания).

  3. Проксемика (изучает расположение людей в пространстве при общении).

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческих контактах:

  • Интимная зона (15-45 см.) — допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для нее характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновения.

  • Личная (персональная) зона (45-120 см.) — для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагающую визуально-зрительный контакт между партнерами.

  • Социальная (120-400см.) — соблюдается во время официальных встреч в кабинетах и других служебных помещениях с теми, кого не очень знают.

  • Публичная зона (>400 см.) — общение с большой группой людей (на митинге, на лекции).

Мимика — движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное расстройство, способна дать информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Много информации при общении несут жесты. Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции.