Развитие личности как педагогическая проблема. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития.
Существенное значение для науки имеет прежде всего уяснение основных понятий темы. Человек здесь рассматривается как существо биосоциальное (он наделен разумом, речью, способностью трудиться). В определенных ситуациях он может выступать в роли объекта действий других людей. Как объект воздействия он подвергается внешним влияниям.
В воззрениях современных ученых в связи с развитием гуманистических идей человек — субъект своей жизнедеятельности, имеющий право на свободное развитие, на субъект-субъектные отношения.
По утверждению А. В. Петровского, быть личностью — значит быть субъектом собственной жизни, предметной деятельности, субъектом обучения, субъектом самосознания.
Субъект — тот, кто познает, мыслит и действует. Активность является одним из главных признаков субъекта, отличающих его от объекта.
«Индивид» как понятие употребляют тогда, когда хотят выделить отдельного человека из множества других представителей Homo sapiens.
Индивид (лат.) — отдельный представитель человеческого рода безотносительно к его качествам.
Личность — совокупность свойств и качеств, которые человек вырабатывает у себя в процессе жизни.
Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.
Понятия «личность» и «индивидуальность» отражают социальные характеристики человека. Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.