Развитие, обучение и воспитание личности. Типы, виды, стили воспитания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Развитие и развитость — процесс и результат степени реализации своих возможностей человеком. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.
Воспитание — это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию.
Важнейшие общие закономерности воспитания:
воспитание детерминировано культурой общества;
воспитание и обучение — два взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;
эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;
эффективность и результативность воспитания зависят от цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу;
действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности;
результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.
Выделяют три основные группы методов воспитания:
убеждения;
стимулирующие;
организации жизни и деятельности.