- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА >
- РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ, ЕЁ ФУНКЦИИ
Развитие психики в филогенезе, её функции
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Филогенезом (от греч. phyle — род, племя и genesis — рождение, происхождение) называется процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку).
Филогенез — это процесс исторического развития вида. Филогенез нервной системы — история формирования и совершенствования ее структур.
Психика — свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности.
Сознание — высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельности людей.
Филогенез нервной системы в кратких чертах сводится к следующему: простейших одноклеточных организмов (амеба) нервной системы еще нет, а связь с окружающей средой осуществляется при помощи жидкостей, находящихся внутри и вне организма. В дальнейшем, когда возникает нервная система, появляется и другая форма регуляции — нервная. По мере развития нервной системы нервная регуляция все больше подчиняет себе гуморальную, так что образуется единая нейрогуморальная регуляция при ведущей роли нервной системы.
Нервная система в процессе филогенеза проходит ряд основных этапов:
I этап — сетевидная нервная система. На этом этапе (кишечнополостные) нервная система, например гидры, состоит из нервных клеток, многочисленные отростки которых соединяются друг с другом в разных направлениях, образуя сеть, диффузно пронизывающую все тело животного. При раздражении любой точки тела возбуждение разливается по всей нервной сети и животное реагирует движением всего тела. Отражением этого этапа у человека является сетевидное строение интрамуральной нервной системы пищеварительного тракта.
II этап — узловая нервная система. На этом этапе (беспозвоночные) нервные клетки сближаются в отдельные скопления или группы, причем из скоплений клеточных тел получаются нервные узлы - центры, а из скоплений отростков - нервные стволы - нервы. При этом в каждой клетке число отростков уменьшается и они получают определенное направление.
III этап заключается в образовании нервными клетками непрерывного нервного тяжа, внутри которого имеется полость – трубчатая нервная система, характерная для всех представителей типа хордовых. Трубчатая нервная система у высших представителей хордовых (в том числе и у человека) состоит из ряда однотипных, повторяющихся структур, или сегментов (метамерность строения). Отростки нейронов, входящих в состав данного нервного сегмента, иннервируют определенный участок тела и его мускулатуру. Типичным вариантом трубчатой нервной системы является спинной мозг.
Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Ее главная отличительная особенность — наличие сознания. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык.
К психическим функциям относятся и простейшие реакции типа отдергивания руки при прикосновении к горячему чайнику и такие сложные внутренние процессы как размышления по поводу решения научной проблемы.
Таким образом, психика является своеобразным дирижером, под руководством которого функционирует как весь организм в целом, так и его подсистемы, а также решаются различные задачи, связанные прежде всего с выживанием на уровне организма, рода и популяции. Поэтому закономерности психического развития могут стать той теоретической основой, благодаря которой мы сможем описать большинство направлений развития человека, в том числе и развитие, происходящее в процессе обучения.
Поэтому психическое развитие следует рассматривать не изолированно, а в контексте процесса общего развития организма от рождения до конца жизни.
Онтогенез (от греческого — «он» род, «онтос» сущее и «генез» — развитие) — процесс общего развития организма от рождения до конца жизни.
Чаще всего онтогенез изучается в единстве и взаимообусловленности с другим видом развития — филогенезом.
В онтогенезе повторяются основные этапы филогенеза. Благодаря этому параллельное и сравнительное рассмотрение онтогенеза с филогенезом дает возможность более детально и более глубоко рассмотреть ступени индивидуального развития, а также на основании аналогий предсказать или подтвердить наличие некоторых свойств, характерных для этих этапов.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.