Руководство и лидерство
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель — это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).
Признаки лидеров:
высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;
способен оказывать влияние на других членов группы;
хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;
способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.
Функции лидера:
организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;
выработка и поддержание групповых норм;
представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
принятие ответственности за результаты групповой деятельности;
установление и поддержание микроклимата группы.
Виды лидерства по М. Веберу:
Традиционное лидерство — основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей.
Легально-рациональный (бюрократический) — основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран.
Харизматическое лидерство — основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.
Типы лидерства по реальной управленческой практике:
Лидер–организатор — воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше.
Лидер–творец — обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей.
Лидер–борец — обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть.
Лидер–дипломат — опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов.
Лидер–утешитель — всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).
По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.
Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности подчиненных и организации в целом.
Руководство — это управление процессами:
согласование различных видов деятельности группы;
видеть динамику процесса внутри группы и управлять ею.
Сфера руководства включает в себя три блока:
организационные формы, распределение обязанностей в постановке задач, создание информационных структур;
работа с отдельными людьми и группами;
использование власти и принятие решений.