Самосовершенствование личности в системе современного образования
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Процесс самосовершенствования состоит из четырех основных логически взаимосвязанных этапов.
Самосознание и принятие решения на самосовершенствование. Это сложный процесс определения чел-ом своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям:
самопознание себя в системе социально-педагогических отношений, в условиях учебно-профессиональной деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность;
самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, результатов деятельности, критического анализа высказываний в свой адрес;
адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритичное отношение специалиста к своим достижениям и недостаткам.
На основе самопознания и самооценки вырабатывается решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия такого решения происходит при внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности.
Планирование и выработка программы самосовершенствования. Планирование — процесс многозначный, помогающий организовать и упорядочить работу над собой. Оно связано с определением цели и основных задач самосовершенствования, с разработкой программы личного развития.
Непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой.
Самоконтроль и самокоррекция этой деятельности, т.е. личность постоянно держит в поле своего сознания деятельность по самосовершенствованию, и на этой основе своевременно предотвращает возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной. Рекомендуется вести дневники, планы, расписания, в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой.