Самосознание и самооценка личности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов выступает для самого себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ним связанное.
Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие Я».
Самосознание личности начинается в подростковом возрасте, когда усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими.
Образ «Я» включает три компонента:
Когнитивный метод: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.
Эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение.
Поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатию, повысить свой статус, скрыть свои недостатки и т.д.
«Образ Я» не статистическое, а динамическое образование личности индивида.
«Образ Я» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания.
«Образ Я» — представление субъекта, каким он должен стать, чтобы быть успешным.
«Образ Я» — представление субъекта каким бы он был если бы это было возможно.
Самооценка — оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самооценка может быть завышенной (человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода) и низкой (развитие комплексов неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличия, самообвинения, и тревожности).