Содержание, методы и формы организации воспитательной работы

Оглавление

#Методы воспитания #Классификация методов воспитания #Прием воспитания #Форма воспитательной работы #Классификация форм воспитательной работы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Методы воспитания — способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации жизни детей, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

Классификация методов воспитания:

  • методы формирования сознания личности (воздействие на интеллектуальную сферу, формирование взглядов, убеждений, идеалов):

    • словесные методы — лекции, рассказы, доклады, беседы, диспуты, конференции;

    • наглядные методы — демонстрация опытов, метод иллюстрации, метод примера воспитателя;

  • методы организации деятельности и поведения (воздействие на предметно- практическую сферу личности) — поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

  • методы стимулирования деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, порицание, наказание, создание ситуации успеха);

  • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы);

  • методы самовоспитания (воздействие на сферу саморегуляции) — рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и др).

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов. Прием воспитания — составная часть метода, его элемент.

Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, т.е. знания на которых базируется общественных опыт. 

Форма воспитательной работы — устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение педагогических задач.

Функции форм воспитательной работы: организаторская, регулирующая, информативная.

Классификация форм воспитательной работы:

  • по времени (кратковременные, продолжительные, традиционные);

  • по субъекту организации (организатор — педагог, реализация — дети);

  • по результату (информативный обмен, общественно значимый продукт);

  • по количеству участников (индивидуальные, групповые, массовые);

  • по видам деятельности (учебные, трудовые, спортивные, художественные и др).

Формы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по целевой направленности, по позиции участников воспитательно процесса, по воспитательным возможностям.