... > Психология и педагогика > Социокультурные тенденции, оказывающие...

Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки и культуры

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Ключевые тенденции современной социокультурной си­туации Смена типа культурно-исторического наследования Смена установки при изучении действительности Изменение роли науки в обществе и смена научных па­радигм Развитие информационных технологий и мировой инфор­мационной системы Национально-культурная регионализация
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Ключевые тенденции современной социокультурной си­туации, которые определяют направления развития об­разования в мире:

  • Смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло во мно­гом повторять образ жизни своих родителей, то в совре­менных урбанизированных странах наблюдается значитель­но больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заме­тен и в образах жизни, и в мировоззрении, и в личностных принципах. И это приходится учитывать при разработках образовательных систем.

  • Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, вклю­чающему обыденное сознание (здравый смысл), мифо­логическое, религиозное, художественное и другие виды постижения реальности. И это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе.

  • Изменение роли науки в обществе и смена научных па­радигм. Ранее содержание познания в большей мере опре­делялось объектом и в меньшей мере средствами, техноло­гиями познавательной деятельности. В настоящее время про­цесс познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами познания, но и с ценностно-целе­выми установками субъекта как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности.

  • Развитие информационных технологий и мировой инфор­мационной системы. Их внедрение и развитие становится решающим условием модернизации не только производ­ства, но и других сфер общественной жизни, включая образование.

  • Национально-культурная регионализация на фоне про­цессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей и знаний.

В со­временном белорусском обществе национально-культурная регионализация проявля­ется в следующем:

  1. необходимость дальнейшего социально-культурного развития белорусской нации, более активного утвержде­ния национальных ценностей, в том числе через систему образования;

  2. необходимость обретения народом Беларуси но­вой профессиональной компетенции, новой технологи­ческой и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционных процессов с Россией и Европейским сообществом;

  3. необходимость формирования умений жить в усло­виях открытого, динамичного общества с рыночными от­ношениями в экономике и демократией, то есть в условиях высокой степени неопределенности, автономного сущест­вования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и судьбу своих близких, за будущее нации и госу­дарства.