Социометрическая структура группы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Социометрическую структуру группы можно представить в виде иерархии статусов всех членов группы. Под статусом принято понимать позиции, нормы, правила поведения, предписанные к соблюдению для каждого члена группы. Измеряется статус посредством подсчета положительных и отрицательных выборов человека, осуществляемых всеми членами группы. Чем выше статус человека в группе, тем выше его привлекательность для окружающих, выше потребность во внимании с его стороны, потребность в общении с ним. По результатам социометрии можно выделить членов группы с высоким статусом (популярных) с большим числом положительных выборов и низким числом отрицательных, с низким статусом (непопулярных) с низким числом положительных выборов и значительным числом отрицательных и членов группы со статусом среднего уровня.
Среди членов группы с высоким статусом выделяют так называемых «звезд» — являющихся эмоциональными центрами группы. Звездой можно считать члена группы, набравшего в группе наибольшее число положительных выборов, при этом более половины от их возможного количества. Также «звездой» может стать человек, набравший максимальное количество положительных выборов другими наиболее популярными в группе членами.
Среди членов группы с низким статусом выделяют отвергаемых членов, изолированных и игнорируемых (или пренебрегаемых). Изолированными считаются такие члены группы, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Игнорируемыми называют членов группы, имеющих большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений; отвергаемые — члены группы, имеющие только отрицательные выборы. Также говорят о высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных членах группы, ранжируемых по числу положительных выборов.
Микрогруппы. Социометрический метод позволяет дать количественную оценку выборов индивидов в отношении друг к другу в процессе определенного вида деятельности. Дж. Морено оговаривал необходимость четко очерчивать границы исследуемых групп, неограниченность числа выборов членами группы друг друга, понимание вопросов при опросе должно быть доступно всем членам группы.