Современные западные направления в психологии. Эриксон. Фромм
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Эриксон. Показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живёт. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.
Младенчество:
+ доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни;
– недоверие к миру, пессимизм.
Ранний возраст (1–3 года):
+ автономия, самостоятельность, опрятность, воля;
– сомнение, стыд, зависимость от других.
Дошкольный возраст (3–6 лет):
+ инициативность, целеустремленность, активность, самостоятельность;
– пассивность, подражание образцам, вина.
Школьный возраст (6–11 лет):
+ уверенность в себе, компетентность;
– неполноценность, неверие в свои силы.
Юношеский возраст (11–20 лет):
+ обретение своего Я, верность себе, признание людьми;
– тревога, одиночество, враждебность.
Молодость (20–25 лет):
+ чувство близости, единство с людьми, любовь;
– изоляция, одиночество.
Зрелость (до 50):
+ творчество, любимая работа, воспитание и забота о детях, удовлетворённость жизнью;
– опустошенность, застой.
Старость:
+ мудрость;
– разочарование в жизни.
Фромм считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: «экзистенциальной» и «исторической». К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:
человек изначально находится между жизнью и смертью «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно»;
2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории.