... > Психология и педагогика > Специфические закономерности обучения

Специфические закономерности обучения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

процесс обучения закономерности самого педагогического процесса
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

По своей сущности процесс обучения — это закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня.

На него оказывают влияние об­щие законы и закономерности общественного развития, закономернос­ти формирования личности, законы и закономерности частных наук, а также закономерности самого педагогического процесса, к которым относятся:

  • Соответствие воздействий обучающего устремлениям обучаемых к знаниям. Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности, предполагает активное стрем­ление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют и которые им могут больше всего пригодиться в практической жизни.

  • Соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых. Эта закономерность ориентирует учителя на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую во­влечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает определенные их качества. Вне активной индивидуальной и групповой деятельности, вне активного решения практических задач невозможно правильно воспитать человека, дать ему соответствующие знания, на­выки и умения.

  • Соответствие воздействий обучающего познавательным, интеллектуальным и другим возможностям обучаемых. Эта закономерность обу­чения требует от преподавателя учитывать качественный контингент обучающихся, их индивидуальные и социально-психологические осо­бенности, познавательные возможности, интересы и характер деятель­ности в учебное и внеучебное время, обеспечивать соответствие учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особеннос­тям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности.

  • Соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможнос­тям технических средств обучения. Современное обучение предполага­ет широкое использование технических средств обучения. Однако се­годня они достаточно многочисленны и многообразны. Для того, что­бы они повышали эффективность обучения, необходимо их применять в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий. Кро­ме того, они должны использоваться продуманно, чтобы не превышать возможностей обучающихся.

  • Моделирование (воссоздание) деятельности обучаемых и обучае­мых применительно к требованиям современных условий жизни и дея­тельности. Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обучения в школе соответствовал требованиям реальной жизни детей, особеннос­тям развития современного общества. Поэтому вся их учеба должна на­сыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться в обстановке максимальной их заинтересованности и дополняться тру­довой деятельностью, в ходе которой они могли применять полученные знания, умения и навыки на практике.