Способности: виды и характеристика. Талант и одаренность.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Способности Задатки общими способностями специальными способностями Одаренность Восемь типов таланта Гениальность
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Способности человека — индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Успешность овладения деятельностью и ее выполнение зависит также и от мотивов, знаний, умений и навыков. Но способности не сводятся ни к мотивам, ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам. Вместе с тем все они выступают как условия реализации способностей.

Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Большинство из них предопределены генетически.

Кроме врожденных, у человека существуют также приобретенные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п.

К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим, и к специальным способностям. Вот почему нельзя узко профессионально развивать личность, ее способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности  в их единстве. Это не означает, что человек не должен специализироваться в той области, к которой он проявляет склонности и наибольшие способности.

Одаренность связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них.

Б.М.Теплов определяет одаренность как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности».

Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками.

Одаренность может быть специальной – то есть применимой к одному виду деятельности, и общей – к разным видам деятельности.

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта.

Восемь типов таланта, интеллекта:

  1. вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

  2. цифровой (характерен для математиков, программистов);

  3. слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

  4. пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

  5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

  6. личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

  7. межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

  8. талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей.

Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.