... > Психология и педагогика > Стадии формирования коллектива....

Стадии формирования коллектива. Виды лидеров

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Стадии развития коллектива Лидерство и руководство в группе Лидер Основные свойства лидера Виды лидеров Руководитель
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Стадии развития коллектива

Разные исследователи выделяют разные стадии развития коллектива, дают им разные названия, но общепринятыми считаются 5 основных стадий развития трудового коллектива

  1. Первая. Притирка. Новый коллектив состоит из пока еще незнакомых между собой людей. Постепенно они узнают друг друга поближе, адаптируются в кругу других сотрудников, начинают налаживать взаимоотношения (как деловые, так и личностные). На этой стадии развития коллектива формируются первые симпатии и антипатии. Обычно на этом этапе коллектив кажется сплоченным, но это так называемая псевдосплоченность.

  2. Вторая. Ближний бой (дворцовые перевороты). Изучив друг друга, некоторые члены коллектива начинают бороться за лидерство, стремясь занять доминирующую позицию. Очень часто коллектив раскалывается на группировки (кланы). Сотрудники уже не бояться выражать разногласия открыто, а личным взаимоотношениям уделяется больше внимания

  3. Третья. Экспериментирование (результативность). На этой стадии развития коллектива возрастает его потенциал, и сотрудникам приходится искать способы использовать имеющиеся ресурсы и возможности наилучшим способом.

  4. Четвертая. Эффективность. Приобретя достаточный опыт в совместном эффективном использовании ресурсов и решении проблем, члены коллектива начинают гордиться своей принадлежностью к нему. В групповой работе делается акцент на уточнение задач и рациональное использование временных ресурсов.

  5. Пятая. Зрелость (мастерство). Это высшая стадия развития коллектива, во время которой между его членами налаживаются прочные связи, а основной критерий принятия и оценки сотрудников — достоинства, а не претензии. Коллектив достаточно сплочен и показывает хорошие результаты, межличностные отношения в нем достаточно неформальны.

Если условия работы изменяются (реорганизация фирмы, внедрение новых технологий), а коллектив к ним не приспосабливается, предпочитая сохранять старые методы работы, не соответствующие новым веяниям, могут наступить «старость» и «смерть» коллектива.

Лидерство и руководство в группе

Лидер – член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых ситуациях.

Согласно теории черт, лидером может быть не любой человек, но только лишь обладающий определенным набором личностных качеств.

Основные свойства лидера (согласно «концепции черт»):

  • уверенность в себе;

  • острый  и гибкий ум;

  • компетентность;

  • доскональное знание своего дела,

  • сильная воля;

  • инициативность;

  • энергичность;

  • общительность;

  • чувство юмора;

  • красноречие;

  • умение понять особенности психологии людей;

  • организаторские способности.

Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

Виды лидеров 

От характера деятельности:

  • универсальный лидер;

  • ситуативный лидер.

От содержания:

  • лидер-вдохновитель;

  • лидер-исполнитель;

  • деловой лидер;

  • эмоциональный лидер.

От стиля руководства:

  • авторитарный;

  • демократический;

  • либеральный.

С точки зрения масштабности решаемых задач:

  • бытовой – в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

  • социальный – на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);

  • политический – государственные, общественные деятели.

Руководитель – это официально назначаемое или выбираемое лицо, на которое возложены функции управления группой и организации ее деятельности.

Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы, обладает формально регламентированными правами и обязанностями.