... > Психология и педагогика > Стили руководства. Факторы,...

Стили руководства. Факторы, влияющие на формирование и выбор стиля руководства

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

стилем руководства формируется под влиянием объективных и субъективных факторов авто­кратический, демократический и либеральный стиль Руководи­тель, который хочет работать как можно более эффективно
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Под стилем руководства понимают совокупность характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления.

Обычно каждый руководитель имеет свой собственный индивиду­альный стиль, однако это не исключает возможности выделения различных ви­дов стилей. Индивидуальность стилей руководства проявляется прежде всего в процессе общения руководителя с подчиненными. При этом на поведение ру­ководителя влияют его человеческие и деловые качества (знания, энергичность, здравый смысл, уверенность в себе, способность к инновациям, привычки и стереотипы поведения. Стиль руководства формируется под влиянием объективных и субъективных факторов.

  • К объективным (не зависящим от данного руководителя) можно отнести стиль руководства вышестоящего менеджера, возрастные, общеобразователь­ные, квалификационные и социально-психологические характеристики коллек­тива, здоровье руководителя, особенности решаемых им задач.

  • К субъективным относятся факторы, зависящие от личности руководите­ля. Это человеческие и деловые качества руководителя, знания и навыки управ­ленческой деятельности, манеры поведения.

Различают Под стилем руководства понимают совокупность характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления. Обычно каждый руководитель имеет свой собственный индивиду­альный стиль, однако это не исключает возможности выделения различных ви­дов стилей. Индивидуальность стилей руководства проявляется прежде всего в процессе общения руководителя с подчиненными. При этом на поведение ру­ководителя влияют его человеческие и деловые качества (знания, энергичность, здравый смысл, уверенность в себе, способность к инновациям, привычки и стереотипы поведения. Стиль руководства формируется под влиянием объективных и субъективных факторов.

К объективным (не зависящим от данного руководителя) можно отнести стиль руководства вышестоящего менеджера, возрастные, общеобразователь­ные, квалификационные и социально-психологические характеристики коллек­тива, здоровье руководителя, особенности решаемых им задач.

К субъективным относятся факторы, зависящие от личности руководите­ля. Это человеческие и деловые качества руководителя, знания и навыки управ­ленческой деятельности, манеры поведения.

Различают авто­кратический, демократический и либеральный стиль.

  • Автократ обычно как можно больше цен­трализует полномочия, регламентирует работу подчиненных и почти не пре­доставляет им свободы принятия решений. Автократ руководит всей работой в пределах его компетенции, чтобы обеспечить выполнение работы, он может оказывать психологическое давление на подчиненных и даже прибегать к угро­зам.

  • Демократичный руководитель пред­почитает также механизмы влияния, которые воздействуют па потребности бо­лее высокого уровня: потребности принадлежности к высокой цели, потребно­сти автономии и самовыражения. Настоящий демократичный руководитель из­бегает навязывать свою волю подчиненным, а организация, где демократиче­ский стиль доминирует, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий.

  • Либеральный руководитель предоставляет подчиненным полную свободу в определении своих целей и контроле за своей собственной работой. Для него характерно минимальное участие в руководстве; коллектив имеет полную сво­боду принимать собственные решения. При таком стиле объем работы коллек­тива уменьшается, а качество снижается. Уменьшается также удовлетворен­ность трудом работников.

Если руководитель во всех ситуациях управления использует один и тот же стиль руководства, то управление организацией оказывается недостаточно эффективным — не достигается наивысшая производительность труда, возника­ют конфликты, снижается удовлетворенность работников трудом. Руководи­тель, который хочет работать как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.

Наиболее приемлемым является гибкий, или адаптивный стиль руково­дства, т. е. стиль, ориентированный на учет конкретной ситуации.