Структура мотивационно-потребностной сферы человека
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации.
Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.
Это состояние индивида и выступает источником активности человека. Потребность организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности.
По происхождению потребности бывают:
естественные (отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни);
культурные (выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры).
По предмету потребности подразделяются на:
материальные — относятся физиологические (потребность в пище) и общественно обусловленные ;
духовные — относятся эстетические и познавательные;
социальные — отражают потребность в общении, в общественном признании.
Когда происходит «встреча» потребности с ее предметом, тогда говорят об опредмечивании потребности. Когда потребность осознается и происходит ее опредмечивание, она приобретает форму мотива.
Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.
Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.
Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами.
Неосознаваемые мотивы. Даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е когда он не отдает себе отчета в том. что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении в форме переживания, желания, хотения.
Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных), порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это мотивы–стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности.