Сущность и структура учебной деятельности (учения)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Учебная деятельность, или учение (в отличие от научения как стихийного процесса) имеет место тогда, когда действия человека управляются осознаваемой целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы деятельности и поведения.
Структура учебной деятельности состоит из следующих компонентов:
Целевой компонент — осознание и принятие целей и задач своей учебной деятельности.
Потребностно-мотивационный компонент — проявление интереса и других мотивов учения.
Содержательно-операционный компонент — совокупность учебно-познавательных действий.
Все эти учебно-познавательные действия подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним относят практические действия:
двигательные (письмо, взвешивание, измерение и т.п.);
перцептивные (рассматривание, слушание);
символические (изображение, обозначение, высказывание).
Внутренние познавательные действия:
синтезированные перцептивные (формирование образов различных предметов);
мнемические (выделение смысловых связей, схематизация, повторение и др.);
мыслительные (анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение).
Эмоционально-волевой компонент — проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебной деятельности.
Контрольно-регулировочный компонент — самоконтроль и корректировка процесса учения.
Оценочный компонент — осознание и самооценка результатов учебной деятельности.