Сущность мышления как познавательного процесса
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Виды мышления:
наглядно–действенное мышление — вид мышления, упирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;
наглядно–образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию;
словесно–логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями;
теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей; теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим, производиться также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением;
реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами;
аутистическое мышление — связано с реализацией желаний человека.