... > Психология и педагогика > Сущность педагогического процесса

Сущность педагогического процесса

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

систему «педагог – ребенок» его содержание организационно-управленческий комплекс педагогическая диагностика критерии эффективности организации педагогического процесса организация взаимодействия с общественной и природной средой
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Субъектами и объектами педагогического процесса являются педагог и ребенок, образуя динамичную систему «педагог – ребенок» при ведущей роли педагога.

Педагог как субъект педагогического процесса, получая специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед общест­вом за подготовку подрастающих поколений.

Педагог как объект педа­гогического процесса в результат непрерывного образования, самовоспи­тания, общения с детьми подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию.

Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями.

Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задачами, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усво­ению педагогических воздействий или сопротивлению им.

Вторым компонентом педагогического процесса является его содержание. Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностя­ми детей. В содержание педагогического процесса входят основы челове­ческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производ­ства, труда, науки, культуры.

Третьим структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс, ядром которого являют­ся формы и методы воспитания и обучения.

Четвертым компонентом педагогического процесса выступает педагогическая диагностика — установление с помощью специальных методик состояния его «здоровья» и жизнеспособности, как в целом, так и отдель­ных его частей. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятель­ности детей; их проявления в жизненных, особенно экстремальных ситуациях, фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды са­мостоятельной продуктивной работы.

Пятый компонент педагогического процесса – критерии эффективности организации педагогического процесса. В их состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убежде­ний, черт характера, свойств личности.

Шестым компонент педагогического процесса являет­ся организация взаимодействия с общественной и природной средой. Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагоги­ческий процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель в организации отношения к ней воспи­танников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизации общественной жизненной среды. Педагогически организованной сре­дой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных объединений.