Сущность воображения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Воображение Воображение представляет собой Физиологическую основу воображения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

  1. вычленения из целостного образа предмета какого-либо его эле­мента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой – как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

  2. изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличе­ния (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительным и создание таким путем всевозможных фантастических образов (ве­ликанов, гномов и т.д.);

  3. соединения в своем воображении вычлененных из разных объек­тов их частей или элементов и создание таким путем мысленного обра­за, представления нового, не существовавшего ранее в природе предме­та (сфинкс у древних египтян, человек-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

  4. конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

  5. мысленного усиления какого-либо свойства или качества, прида­ние этому свойству несоразмерно большего или особого значения в ха­рактеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

  6. переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хи­тер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

  7. мысленного ослабления какого-либо свойства или качества пред­мета, в своей сильной степени, приводящие к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходно­му (многие персонажи народного эпоса, сказок);

  8. создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдав­шихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин, и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентра­ции, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нерв­ной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте вре­менных связей, составляющие базу образов воображения.