Сущность воображения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:
вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой – как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;
изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительным и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);
соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человек-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);
конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);
переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени, приводящие к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);
создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин, и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).
Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.