... > Психология и педагогика > Теория поэтапного формирования...

Теория поэтапного формирования умственных действий

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

процессом усвоения знаний, навыков, умений Ориентировочная основа действий Теория поэтапного формирования умственных действий
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Теория поэтапного формирования умственных действий, сформулированная и исследованная П.Я. Гальпериным, основана на идеях о том, что организация внешней деятельности, способствующая перехо­ду внешних предметных действий в умственные, является основой раци­онального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений, развитием качеств личности специалиста.

Этот процесс включает следующие шесть этапов:

  • Формируется мотивационная основа действия – складывается отношение обучаемого к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения.

    Осуществляется предварительное ознакомление с действием, т.е. построение ориентировочной основы действий, выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения дей­ствия.

Ориентировочная основа действий — система представлений о цели, плане и средствах осу­ществлении предстоящего или выполняемого действия.

Содержание ориентировочной основы действий во многом предопределяет качество действия. Так, полная ориентировочная основа обеспечи­вает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций.

  • Выполнение материализованного действия, в ходе которого обучаемый выполняет требуемое с опорой на внешне представленные об­разцы действия, в частности – на схему ориентировочной основы дейст­вий.

  • Внешнеречевой этап, проговаривание вслух описаний того дейст­вия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий.

  • Выполнение действия в форме проговаривания его последовательности про себя.

  • Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирова­ние умственного действия в свернутом виде.

Теория поэтапного формирования умственных действий результа­тивна главным образом при формировании практических навыков и умений специалистов по обучению и воспитанию. Она позволяет, в общем, и специальном обучении ставить задачу повысить качество фор­мируемых действий и понятий обучаемых при сокращении сроков их подготовки.