Теория поэтапного формирования умственных действий
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Теория поэтапного формирования умственных действий, сформулированная и исследованная П.Я. Гальпериным, основана на идеях о том, что организация внешней деятельности, способствующая переходу внешних предметных действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений, развитием качеств личности специалиста.
Этот процесс включает следующие шесть этапов:
Формируется мотивационная основа действия – складывается отношение обучаемого к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения.
Осуществляется предварительное ознакомление с действием, т.е. построение ориентировочной основы действий, выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия.
Ориентировочная основа действий — система представлений о цели, плане и средствах осуществлении предстоящего или выполняемого действия.
Содержание ориентировочной основы действий во многом предопределяет качество действия. Так, полная ориентировочная основа обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций.
Выполнение материализованного действия, в ходе которого обучаемый выполняет требуемое с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности – на схему ориентировочной основы действий.
Внешнеречевой этап, проговаривание вслух описаний того действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий.
Выполнение действия в форме проговаривания его последовательности про себя.
Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде.
Теория поэтапного формирования умственных действий результативна главным образом при формировании практических навыков и умений специалистов по обучению и воспитанию. Она позволяет, в общем, и специальном обучении ставить задачу повысить качество формируемых действий и понятий обучаемых при сокращении сроков их подготовки.