Типы жизненного мира человека и основные линии онтогенеза
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В рамках отечественной культурно–исторической концепции развития высших психических функций, предложенной выдающимся советским психолог А. Н. Леонтьевым (1903 – 1979), была разработана классификация психологических форм человеческой жизнедеятельности. Ее автор, ученик А.Н. Леонтьева Ф.Е. Василюк (1953 г.р.) задался вопросом о том, каким образом и за счет чего человек на разных этапах своего развития преодолевает испытания, социальные трудности, кризисы, психологические травмы, творческие неудачи и прочие сложности.
В результате исследования было выявлено четыре различных типа жизненных миров человека. Каждый тип по-своему переживает жизнь и решает проблему выхода из кризиса. Жизненный мир это сочетание внутреннего, психического мира человека и внешнего, окружающего мира в той форме, в которой он субъективно воспринимается и оценивается.
Внутренний мир человека бывает простым либо сложным, а внешний – легким либо трудным. Различные их сочетания дают четыре типа жизненных миров:
Внешне легкий и внутренне простой жизненный мир — тип «Инфант».
Внешне трудный, внутренне простой жизненный мир — тип «Фанатик».
Внутренне сложный, внешне легкий жизненный мир — тип «Философ».
Внешне трудный и внутренне сложный жизненный мир — тип «Творец».
Основные линии онтогенеза.
Главные стороны жизни в молодости по–разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза.
При гедонистической направленности личности (атавистических аналогах простого и легкого и простого и трудного типов жизненного мира) человек не способен ни к содержательным семейным отношениям, ни к овладению профессией. Фактически эти стороны жизни остаются у него непредставленными. Даже если создается семья и приходится работать, ни об ответственности перед супругой (супругом) и детьми, ни о серьезном отношении к работе речи не идет.
При эгоистической направленности личности (сложном и трудном жизненном мире) возможны различные варианты развития. При создании семьи нередко решающим становится доминирующий в жизненном мире эгоистический мотив. Так, очень многие браки, заключаемые из-за денег, связаны не с гедонистической установкой, а с одним из эгоистических мотивов — мотивом материального достатка или богатства, престижной мотивацией, мотивом власти и т.д. Литературной иллюстрацией здесь могут служить, например, персонажи из произведений А.Н. Островского «Волки и овцы» (Беркутов, Глафира), «Лес» (Булатов) и многие другие.
При духовно–нравственной и сущностной направленности личности (сложном и «как бы легком» и сущностном жизненном мире) проявляется стремление к сущностному содержанию главных сторон жизни. Однако надо иметь в виду, что даже при сущностной форме жизни это стремление не всегда приводит к желаемому результату. В то же время содержание жизни в целом определяется либо общей ориентацией на духовно-нравственные ценности (при сложном и «как бы легком» жизненном мире), либо общей (генерализованной) сущностной связью с миром — при сущностной форме жизни.