Типы жизненного мира человека и основные линии онтогенеза

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

классификация психологических форм человеческой жизнедеятельности четыре различных типа жизненных миров человека Основные линии онтогенеза При гедонистической направленности личности При эгоистической направленности личности При духовно–нравственной и сущностной направленнос­ти личности
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В рамках отечественной культурно–исторической концепции развития высших психических функций, предложенной выдающимся советским психолог А. Н. Леонтьевым (1903 – 1979), была разработана классификация психологических форм человеческой жизнедеятельности. Ее автор, ученик А.Н. Леонтьева Ф.Е. Василюк (1953 г.р.) задался вопросом о том, каким образом и за счет чего человек на разных этапах своего развития преодолевает испытания, социальные трудности, кризисы, психологические травмы, творческие неудачи и прочие сложности.

В результате исследования было выявлено четыре различных типа жизненных миров человека. Каждый тип по-своему переживает жизнь и решает проблему выхода из кризиса. Жизненный мир это сочетание внутреннего, психического мира человека и внешнего, окружающего мира в той форме, в которой он субъективно воспринимается и оценивается.

Внутренний мир человека бывает простым либо сложным, а внешний – легким либо трудным. Различные их сочетания дают четыре типа жизненных миров:

  1. Внешне легкий и внутренне простой жизненный мир — тип «Инфант».

  2. Внешне трудный, внутренне простой жизненный мир — тип «Фанатик».

  3. Внутренне сложный, внешне легкий жизненный мир — тип «Философ».

  4. Внешне трудный и внутренне сложный жизненный мир — тип «Творец».

Основные линии онтогенеза.

Главные стороны жизни в молодости по–разному раз­виваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза.

  • При гедонистической направленности личности (атавис­тических аналогах простого и легкого и простого и трудного типов жизненного мира) человек не способен ни к содер­жательным семейным отношениям, ни к овладению профес­сией. Фактически эти стороны жизни остаются у него непредставленными. Даже если создается семья и приходится работать, ни об ответственности перед супругой (супругом) и детьми, ни о серьезном отношении к работе речи не идет.

  • При эгоистической направленности личности (сложном и трудном жизненном мире) возможны различные вари­анты развития. При создании семьи нередко решающим становится доминирующий в жизненном мире эгоистичес­кий мотив. Так, очень многие браки, заключаемые из-за денег, связаны не с гедонистической установкой, а с од­ним из эгоистических мотивов — мотивом материального достатка или богатства, престижной мотивацией, мотивом власти и т.д. Литературной иллюстрацией здесь могут слу­жить, например, персонажи из произведений А.Н. Остро­вского «Волки и овцы» (Беркутов, Глафира), «Лес» (Була­тов) и многие другие.

  • При духовно–нравственной и сущностной направленнос­ти личности (сложном и «как бы легком» и сущностном жизненном мире) проявляется стремление к сущностному содержанию главных сторон жизни. Однако надо иметь в виду, что даже при сущностной форме жизни это стремле­ние не всегда приводит к желаемому результату. В то же время содержание жизни в целом определяется либо об­щей ориентацией на духовно-нравственные ценности (при сложном и «как бы легком» жизненном мире), либо общей (генерализованной) сущностной связью с миром — при сущностной форме жизни.