... > Психология и педагогика > Транзактная психология. Транзактный...

Транзактная психология. Транзактный анализ Берна

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Ее суть «выигрывающие» «проигрывающие» концепции транзактного анализа Берна Общий план жизни формируется 4 основных сценария
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Ее суть в том, что всякая перцепция есть обмен или взаимодействие (транзакция) между воспринимающим и воспринимаемым. Фиксируя активное участие субъекта восприятия в транзакции, авторы этой идеи подчеркивали роль ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептуальной ситуации. Учет этих обстоятельств важен для процесса общения. 

Люди появляются на свет беспомощными и полностью зависящими от своего окружения. Но ряд из них, назовём их «выигрывающие», успешно справляются с переходом от полной беспомощности к независимости. Другой тип людей — «проигрывающие» — с определенного момента начинают избегать ответственности за свою жизнь, они жалеют себя и перекладывают ответственность за свою неблагополочуную жизнь на других. Их типичное поведение — обвинение других и оправдание себя. Их голова занята мыслями, не относящимися в данный момент к делу, поэтому неудивительно, что эффективное использование их способностей в реальной жизни затруднено и они сами провоцируют неудачи.

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании.

Согласно концепции транзактного анализа Берна, сценарий предполагает:

  • родительские указания;

  • подходящее личностное развитие;

  • решение в детском возрасте;

  • действительную включенность в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.

Общий план жизни формируется в раннем детстве (2–5 лет) под влиянием родительского программирования, сказок, мультфильмов, книг, решений, принимаемых на основе переживаний, формирующейся психологической позиции. 

4 основных сценария: 

  1. я хороший, они хорошие, жизнь хороша — победитель;        

  2. я плохой, они плохие, жизнь плоха — побежденный;

  3. я хороший, они плохие, жизнь плоха — озлобленный пессимист;

  4. я плохой, они хорошие — комплекс неполноценности.