Транзактная психология. Транзактный анализ Берна
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Ее суть в том, что всякая перцепция есть обмен или взаимодействие (транзакция) между воспринимающим и воспринимаемым. Фиксируя активное участие субъекта восприятия в транзакции, авторы этой идеи подчеркивали роль ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептуальной ситуации. Учет этих обстоятельств важен для процесса общения.
Люди появляются на свет беспомощными и полностью зависящими от своего окружения. Но ряд из них, назовём их «выигрывающие», успешно справляются с переходом от полной беспомощности к независимости. Другой тип людей — «проигрывающие» — с определенного момента начинают избегать ответственности за свою жизнь, они жалеют себя и перекладывают ответственность за свою неблагополочуную жизнь на других. Их типичное поведение — обвинение других и оправдание себя. Их голова занята мыслями, не относящимися в данный момент к делу, поэтому неудивительно, что эффективное использование их способностей в реальной жизни затруднено и они сами провоцируют неудачи.
Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании.
Согласно концепции транзактного анализа Берна, сценарий предполагает:
родительские указания;
подходящее личностное развитие;
решение в детском возрасте;
действительную включенность в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.
Общий план жизни формируется в раннем детстве (2–5 лет) под влиянием родительского программирования, сказок, мультфильмов, книг, решений, принимаемых на основе переживаний, формирующейся психологической позиции.
4 основных сценария:
я хороший, они хорошие, жизнь хороша — победитель;
я плохой, они плохие, жизнь плоха — побежденный;
я хороший, они плохие, жизнь плоха — озлобленный пессимист;
я плохой, они хорошие — комплекс неполноценности.