Учебная деятельность
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Учебная деятельность — деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, в основе которой овладение обобщенными способами действий и саморазвития.
Характеристики учебной деятельности:
она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);
общие способы действия предваряют решение задач.
Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики.
Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско–познавательные. Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, каким способом получать знания.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из:
мотивации;
учебные задачи — предлагается обучающемуся как определенное учебное задание;
учебные действия — школьники решают учебные задачи;
контроль, переходящий в самоконтроль;
оценка, переходящая в самооценку.
Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности.
Учебная мотивация — частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.
Стимулируется посредством интереса внутренних и внешних мотивов (отметок). Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация начинает складываться в младшем школьном возрасте. В ее основе лежит интерес к новым знаниям.
Важнейшие предпосылки формирования у школьника интереса к учению.
Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя.
Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания.
Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.
Мотивы в учебной деятельности.
Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.
Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
Мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности:
Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.
Узколичные мотивы: стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия); желание занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).
Функции учебных мотивов:
побуждающая, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность;
направляющая функция, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей;
регулирующая функция, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности.