Учебная деятельность

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Учебная деятельность Характеристики учебной деятельности Продуктом учебной деятельности Способы учебной деятельности Учебная деятельность имеет внешнюю структуру Учебная мотивация предпосылки формирования у школьника интереса к учению Мотивы в учебной деятельности Функции учебных мотивов
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Учебная деятельность — деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, в основе которой овладение обобщенными способами действий и саморазвития. 

Характеристики учебной деятельности:

  1. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

  2. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);

  3. общие способы действия предваряют решение задач.

Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики.

Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско–познавательные. Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, каким способом получать знания.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из:

  • мотивации;

  • учебные задачи — предлагается обучающемуся как определенное учебное задание;

  • учебные действия — школьники решают учебные задачи;

  • контроль, переходящий в самоконтроль;

  • оценка, переходящая в самооценку.

Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности.

Учебная мотивация — частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.

Стимулируется посредством интереса внутренних и внешних мотивов (отметок). Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация начинает складываться в младшем школьном возрасте. В ее основе лежит интерес к новым знаниям. 

Важнейшие предпосылки формирования у школьника интереса к учению.

  1. Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. 

  2. Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. 

  3. Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.

Мотивы в учебной деятельности.

  1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

    • Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.

    • Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты. 

  2. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности:

    • Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.

    • Узколичные мотивы: стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия); желание занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).

Функции учебных мотивов:

  • побуждающая, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность;

  • направляющая функция, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей;

    регулирующая функция, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности.