... > Психология и педагогика > Условия развития способностей

Условия развития способностей

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

не являются врожденными свойствами особенности структуры мозга особенности высшей нервной системы наличие задатков еще не решает вопроса о появлении и развитии способностей Возможность развития способностей
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Способности не даются человеку с рождения в готовом виде. Они не являются врожденными свойствами человека, не передаются по наследству. Большое зна­чение имеют особенности структуры мозга. Эти особенности оказывают влияние на развитие других задатков и в дальнейшем на развитие способностей к любому виду деятельности, в задатках надо усматривать психофизиологические свойства, и прежде всего те, которые про­являются у человека в самом начале овладения какой-либо деятельностью.

Большое значение в процессе формирования способностей имеют временные нервные связи, образующиеся в коре мозга. Особенно существенную роль играют быстрота образования и устойчивость условных рефлексов, быстрота процесса образования и устойчивость реакции торможения. Указанные особенности высшей нервной системы, как правило, обусловливают успешность выполнения ка­кой-либо деятельности. Они влияют на быстроту и прочность овладения новыми знаниями, уме­ниями, навыками. 

Но само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о появлении и развитии способностей. Необходимо занятие соответствующей деятельностью, только при этом условии возможно развитие задатков в способности.

Исследователи, изучающие специальные виды способностей, часто подчеркивают, что последние могут развиваться только в соответствующем виде деятельности, который требует именно этих способностей, индивид всегда связан с усвоением общественных способов деятельности, специфичных для данного ее вида, выработанных на данном этапе об­щественного развития и в этом смысле развитие специальных способностей обусловлено специ­фическими требованиями, логикой, которая зафиксирована в этих способах деятельности.

Возможность развития способностей к определенному виду деятельности может быть выявлена в предшествующем развитии индивида, до занятия этим видом деятельности. Правиль­нее говорить, что развитие способностей в целом связано не только с конкретным специаль­ным видом деятельности, а со всей жизнедеятельностью индивида, с его реальной деятель­ностью, куда специальный вид деятельности включается в качестве составляющей.